Компания STEP проанализировала строительную активность на региональных рынках торговой недвижимости. Исследование коснулось городов с населением более 500 тысяч жителей. Оказалось, что первые строчки рейтинга заняли даже не города-миллионники, а Краснодар и Тюмень.
Прогноз обеспеченности на конец 2015 года (соотношение качественных торговых квадратных метров на тысячу человек) Перми составил всего 334 «квадрата» на 1000 человек. Город попал лишь на 19-ю строчку рейтинга. Хуже нас обеспечены торговыми центрами 17 городов, среди которых Волгоград, Омск, Саратов, Владивосток, Ижевск и другие. Если рассматривать только города-миллионники, то Пермь – третья с конца рейтинга.
Екатерина Пахомова, директор по развитию АН «Территория»:
- Среди вопросов, которые люди задают при выборе будущего жилья, наличие магазинов далеко не на первом месте. Даже если покупку квартиры рассматривают в крупных или комплексных проектах застройщиков, где возможен дефицит инфраструктуры, люди в первую очередь интересуются транспортной доступностью, а также детскими садами и школами. Потому что за продуктами еще можно съездить в другое место, а вот ребенка возить каждый день через весь город в садик или школу проблематично.
Тем не менее, маленькие магазины шаговой доступности в Перми востребованы. Ради чего-то глобального люди ездят и в гипермаркеты, но товары на каждый день рядом с домом – это удобно. И такие магазины развиваются, увеличивают площадь и ассортимент.
Что касается бизнеса торговых центров, то популярность зависит от того, какой это бренд. Если строится очередной «какой-то» магазин, где будет намешано все подряд, то такой ТЦ будет полупустой. Если встанет в Перми та же IKEA – то да, это 100% будет востребовано. Потому что многие ездят в «Мегу» в Екатеринбург, хотя у нас в Перми полным-полно разных предложений по мебели. У нас в городе ТЦ развиваются за счет якорных арендаторов. Если якорных арендаторов не будет, что станет с этими торговыми площадками? Я помню, когда в Перми был популярным магазин ТЦ «Мирабелла», встать в него арендатору было невозможно. Конечно, тогда не было современных торговых центров, сейчас этот магазин морально устарел. Последние годы там были непонятные бренды, все подряд намешано, и он просто умер. Такой подход – это вчерашний день. Не концептуальные ТЦ и впредь не будут востребованы. Сейчас якорными для ТЦ являются, к примеру, продуктовые сети. Весь трафик там, где еда.
Например, в Краснодаре невероятно огромные торговые центры. И они востребованы. В одном из них есть большой каток. И людям это интересно. В этот ТЦ как раз должны были сесть «Ашан» и «Мега», но они не договорились. Было найдено другое решение – разместить каток. ТЦ у них очень красивые. В Тюмени тоже очень интересные ТЦ, там много брендов, которых мы в Перми и не видели. Их хочется фотографировать, по ним хочется гулять. Там фонтаны, много свободного места, концептуальные кафе. У всего есть своя фишка. А у нас почему-то все умирает, может, от низкого уровня сервиса. У них все удобно, а в наших ТЦ и туалет посетители не всегда могут найти. И просто посидеть, передохнуть негде. У нас самый концептуальный «Гипермаркет Семья», и они звание торгово-развлекательного центра поддерживают. Но там очень много народу. Может, если бы появилась альтернатива, стало бы посвободнее. У нас много «колхозных» ТЦ, в которые вообще не хочется заходить. А у многих центров в Перми даже и не припарковаться. Даже в соседнем Екатеринбурге – совсем другой уровень.